Версия для слабовидящих
15 Января 2010 | Источник:

Реформа надзора: диагностика проблем

Надзорный блок Банка России подвергается определенным политическим рискам.

Из каждого финансового кризиса необходимо извлекать уроки. Они должны касаться не только поднадзорных банков, но и самого регулятора. Какие уроки следует выучить Банку России?

В первую очередь, они затрагивают банковское регулирование и надзор. Их эффективность определяется выполнением ряда ключевых условий. Во-первых, орган регулирования должен обладать необходимой политической волей для контроля за фактическим, а не формальным финансовым состоянием банков. Во-вторых, центральный банк должен располагать необходимыми ресурсами, особенно в части профессиональных специалистов и нормативно-методической базы. В-третьих, банковское регулирование и надзор должны иметь адекватную административно-управленческую структуру.

Компетентность руководства надзорного блока Банка России не вызывает глубоких сомнений, свидетельством чему является успешное преодоление череды банковских кризисов в 2000-х гг. (межбанковский кризис доверия в 2004 г., текущий кризис 2007–2009 гг.). В то же время отдельные эпизоды с санацией крупных банков (к примеру, банка «Глобэкс», «Связь-банка», «Банка ВЕФК» и др.) показали, что регулятор по ряду причин не смог в полной мере воспользоваться преимуществами содержательного надзора для предотвращения высоко рискованной политики банков и их последующей несостоятельности. Представляется, что Банк России не спешит воспользоваться преимуществами содержательного надзора, который был ранее декларирован.

Нормативно-методическое обеспечение и человеческий капитал, которым располагает регулятор, находятся на достаточном уровне. В 2009 г. в центральном аппарате и территориальных учреждениях Банка России работало около 4200 сотрудников, отвечающих за надзор за деятельностью кредитных организаций. На одну кредитную организацию в настоящее время приходится около 4 сотрудников Банка России, что должно быть достаточно для эффективного банковского регулирования и надзора. Средняя подготовка сотрудников Банка России находится на высоком уровне, соответствующая международным нормам. С 2004 г. центральный банк проводит регулярные мероприятия по повышению профессионализма своего аппарата, в которых главная роль отводится системе обучения персонала.

В то же время следует отметить, что профессиональные компетенции специалистов блока надзора зачастую не могут в полной мере проявиться. Причинами тому являются внутрикорпоративные барьеры и субординационное давление, слабая ротация кадров и отсутствие мотивации к повышению эффективности. С точки зрения нормативно-методического обеспечения, отечественное банковское регулирование в целом соответствует «Основополагающим принципам эффективного банковского надзора», разработанным Базельским комитетом по банковскому надзору при Банке международных расчетов.

Менее благополучно ситуация обстоит с административно-управленческой структурой Банка России. В 2000-х гг. Банк России провозгласил курс на риск-ориентированный надзор. Однако практика надзора за деятельностью кредитных организаций показала, что заявленные принципы не привели к реальным изменениям в культуре банковского регулирования и надзора, который во многом продолжает оставаться формальным. Содержательный надзор предполагает активные профилактические действия со стороны регулятора для предотвращения несостоятельности банков, а также личную ответственность сотрудников блока надзора за вынесение профессиональных мотивированных суждений. Для повышения эффективности надзора целесообразно настроить административно-управленческую структуру Банка России таким образом, чтобы она минимизировала риски, способствовала своевременным объективным решениям и формировала правильную мотивацию для сотрудников.

В настоящее время меры надзорного реагирования могут приниматься как Комитетом банковского надзора, так и территориальными учреждениями Банка России. Территориальные учреждения, которых c учетом национальных банков республик насчитывается семьдесят девять (см. список учреждений ЦБ РФ), ответственны за текущий надзор и проведение инспекционных проверок. Они же выносят предписания и санкции кредитным организациям. Комитет банковского надзора напрямую не занимается текущим надзором. Однако в связи с тем, что он состоит из руководителей структурных подразделений центрального аппарата, причастных к надзору, и курирует деятельность территориальных учреждений, надзорный блок Банка России подвергается определенным политическим рискам. Решения принимаются лицами, которые должны выносить независимые оценки в отношении деятельности, за которую они сами и отвечают. Таким образом, как на уровне Комитета банковского надзора, так и на уровне территориальных учреждений существует конфликт интересов и нарушается принцип разделения полномочий и ответственности. Это послужило причиной, почему в отношении ряда банков не были приняты своевременные санкции. Кроме того, совмещение функций как в Комитете банковского надзора, так в территориальных учреждениях приводит к тому, что проблемы поднадзорных банков систематически недооцениваются. Система Банка России созрела для того, чтобы провести административно-управленческую реорганизацию, которой не было с 1990-х гг. Подробнее о ней мы поговорим в следующий раз.

Университет Синергия
Университет Университет Синергия
г. Москва, просп. Ленинградский, д. 80 корп.Е, Ж, Г
Общая:
Приёмная комиссия ежедневно с 11:00 до 19:00
Наверх
×
Подать заявку
на консультацию