Версия для слабовидящих
18 Ноября 2011 | Источник:

Качество образования оценят эксперты

На этой неделе в Москве обсуждают проблемы качества образования. Эта тема оказалась в центре внимания сразу двух международных форумов. Первый состоялся в Московском финансово-промышленном университете «Синергия» (14–16 ноября), второй проходит в Российской академии народного хозяйства и госслужбы при президенте РФ (17–19 ноября).

В России любят поругать образование. Люди постарше с ностальгией вспоминают прекрасное советское прошлое, выражая недовольство нынешним состоянием дел, а те, кто помоложе и попрогрессивнее, активно ссылаются на западный опыт и советуют его перенимать. Часто эти внешние оценки не совпадают с внутренними — теми, которые дают сами себе образовательные учреждения. Большинство их уверено, что работают хорошо, и не воспринимают критику в свой адрес.

«Весь мир базируется на двойственности оценок качества — внутренних и внешних (аудитов, экспертиз), — говорит Юрий Рубин , председатель Общественного совета гарантий качества высшего образования Агентства по общественному контролю качества образования и развитию карьеры (АККОРК), ректор МФПУ . — Внешние оценки могут поступать от разных заинтересованных сторон — от учащихся, работодателей, других образовательных учреждений, академического сообщества. Главное, чтобы эти оценки — внешние и внутренние — были между собой гармонизированы».

Как этого добиться? За счёт развития системы независимой оценки качества. «Это одна из основных задач новой федеральной целевой программы развития образования (ФЦПРО) на 2011–2016 годы, — отмечает Виктор Круглов, советник руководителя Рособрнадзора. — Мы идём по пути интеграции государственной и общественной оценки качества образования, что обеспечит её большую объективность».

По словам Круглова, предстоит разработать измерители уровней качества образования. В ближайшее время планируется внедрить системы независимой оценки качества на всех уровнях образования — пока есть только Единый госэкзамен (после 11 класса) и государственная итоговая аттестация (после 9-го), но остаются неохваченными профессиональная и дошкольная сферы. Речь идёт не только о тестах, но и о самых разных формах оценки.

Среди механизмов общественной независимой оценки предполагается развивать рейтингование образовательных учреждений. Те из них, что будут оказываться «в хвосте» рейтингов, станут получать рекомендации о прекращении работы по отстающим направлениям.

Центральная роль в независимой системе оценки качества отводится экспертам. Этот статус будет присваиваться по итогам специальной аккредитации. В скором времени начнётся формирование общероссийского регистра организаций, которые могли бы заниматься экспертизами и аккредитацией в сфере профессионального образования (высшего, среднего, начального и дополнительного).

При формировании такого регистра необходимо учитывать зарубежный опыт, считает Юрий Рубин . И, в частности, (Европейского регистра агентств по гарантиям качества). Эта организация призвана формировать пул экспертов для всех стран, которые подписали Болонскую декларацию.

На форуме в МФПУ выступил Колин Тюк, исполнительный директор Европейского регистра агентств по гарантиям качества. Он напомнил, что Болонский процесс стартовал в 1999 году. Первой вехой в его развитии стало утверждение европейских стандартов и рекомендаций — это произошло в 2005 году. Они были разработаны представителями трёх европейских организаций — Агентства по гарантиям качества, Союза студентов и Ассоциации университетов. В этом документе содержатся общие принципы, которым должны следовать агентства при оценке качества образования. Стандарты были одобрены министрами образования стран, подписавших Болонскую декларацию. Сейчас их 47. Это предупредило создание в 2008 году европейского регистра EQAR, для того чтобы образовательные учреждения знали, какие агентства можно считать добропорядочными и каким из них можно доверять. В регистр входят организации, которые доказали, что ведут свою деятельность в соответствии с европейскими стандартами и рекомендациями. На сегодняшний день их 26. До сих пор ни одно российское агентство не входит в EQAR.

По словам г-на Тюка, чтобы попасть в регистр, агентство для начала должно подготовить отчёт о своей деятельности, затем команда экспертов EQAR приедет в его офис, опросит сотрудников. По результатам этих процедур аккредитационный комитет регистра принимает окончательное решение.

Юрий Рубин объяснил отсутствие российских агентств в EQAR тем, что пока у нас в стране их не так много. К тому же пройти аккредитацию в Европе не так-то просто. Но его агентство, АККОРК, уже проходит эту процедуру и надеется войти в регистр. По мере развития в России независимой системы оценки качества увеличится и количество экспертных организаций.

В результате к госконтролю и его привычным для всех процедурам (аккредитации и лицензированию) добавится общественный мониторинг (включая анализ СМИ, наблюдения со стороны экспертов и агентств). Кроме того, большие надежды возлагаются на развитие системы профессиональной оценки качества образования через профстандарты. На сегодняшний день они активно создаются во всех сферах экономики. Наиболее энергично в этом направлении работают Объединённая авиационная корпорация, «Росатом», Министерство транспорта РФ и некоторые другие.

Университет Синергия
Университет Университет Синергия
г. Москва, просп. Ленинградский, д. 80 корп.Е, Ж, Г
Общая:
Приёмная комиссия ежедневно с 11:00 до 19:00
Наверх
×
Подать заявку
на консультацию