Версия для слабовидящих
03 Ноября 2011 | Источник:

Российское образование пройдет аудит качества

Существующая в стране система высшего образования перестала удовлетворять потребностям экономики. Специалисты решают, как сделать так, чтобы выпускники вузов были востребованы на рынке труда.

НЕ ВСЕ ВУЗЫ ОДИНАКОВО УЧАТ

Работодатели постоянно говорят о низком качестве образования, хотя порой оно оказывается совсем не плохим. Так происходит потому, что нынешние системы оценки качества высшего образования не дают полного представления о том, как именно обстоят дела в том или ином университете или колледже.

Все запутались. В результате работодатели либо опираются на бренды вузов (МГИМО или МГУ — круто), либо они не надеются получить готового специалиста, поэтому тратят деньги на создание своих учебных центров по переподготовке. Для них это непрофильная деятельность и непрофильные активы. В результате каждый работодатель при приеме на работу молодого специалиста стихийно проводит аккредитацию вуза или колледжа.

— Работодатели часто говорят: вот вузы плохо выучили, вот молодые специалисты ничего не умеют, — рассказывает Сергей Рукавишников, замначальника отдела Управления оценки качества образования Рособрнадзора.

Процедура государственной аккредитации подтверждает две вещи: соответствие государственным стандартам образования и соответствие виду образовательного учреждения. Но это дает лишь часть представлений о качестве результатов обучения.

Студенты и их родители тоже должны знать, что происходит в вузе. Ведь им принимать решение о своем будущем и карьере. Когда абитуриент подает документы в приемную комиссию, он это образовательное учреждение тоже стихийно аккредитует.

Внутри академического мира тоже есть лидеры и аутсайдеры, и всем важно знать, кто есть кто на самом деле. Ведь, оформив одинаковые бумаги, они начинают учить по-разному.

БАЛЛЫ ОТ РАБОТОДАТЕЛЕЙ

Получается странная ситуация: у всех есть госаккредитации, но сам факт получения этой бумаги дает очень поверхностную и частичную информацию о том, куда идти учиться или откуда вербовать персонал. Поэтому Минобрнауки и Рособрнадзор создают условия для формирования механизмов оценки, которые дадут более полное и глубокое представление о качестве профессионального образования.

Так стали развиваться проекты, ориентированные на развитие общественной и общественно-профессиональной оценки качества образования и аккредитации профессиональных образовательных программ.

Эти проекты должны сформировать в России новые подходы к оценке качества образования, которые позволят учащимся, работодателям — институтам гражданского общества выразить свое отношение к качеству подготовки специалистов, а самим образовательным учреждения учитывать эти оценки в своем развитии.

В центре внимания — результаты обучения. То есть то, что человек знает, понимает и умеет делать профессионально. Иными словами, трудовые и личностные качества. Также вузы и колледжи должны выступить гарантом качества образования, которое они предоставляют. То есть каждый ректор будет нести ответственность за всех выпускников, получивших диплом с его подписью.

Это нормальная мировая практика, ведь у государства нет возможности проникнуть в каждую аудиторию всех вузов и проследить, о чем и как там вещает преподаватель. Одна из задач образовательного ведомства — создать условия для работы вузов и предложить способы объективной оценки их работы. Для этого эти оценочные проекты и были затеяны.

— Главная задача — понять, чего именно хотят работодатели от выпускника вуза или ссуза по каждой специальности, и разработать некую линейку, по которой можно будет определить уровень образовательной программы, готовящей специалистов, — продолжает Сергей Рукавишников. — При этом для каждой профессии разработают свои требования, но принцип измерения качества программ профессионального образования, видимо, будет един для всех отраслей.

ЛИНЕЙКА ДЛЯ ЭКСПЕРТА

Сейчас идет работа над разработкой инструментов для оценки качества образования, которые будут производить независимые экспертные организации. В центре их внимания окажутся требования, которые предъявляют будущие работодатели и коллеги к нынешним студентам.

— Предполагается универсальный подход к оценке программ профессионального образования, — отметил Юрий Рубин, ректор Московского финансово-промышленного университета «Синергия». — Качество подготовки каждого выпускника определяется с использованием стандартных подходов и механизмов. Но конкретные критерии, показатели и требования, то есть заданные результаты обучения, будут учитывать специфику каждой программы. При формировании требований к образовательным программам будут использовать профессиональные стандарты. Первые 40 профессиональных стандартов уже утверждены, на подходе сотня.

Одними из первых написали свои предложения юристы. Качество преподавания на некоторых юрфаках настолько возмутило профессиональные объединения специалистов по законам, что они даже написали обращение в Рособрнадзор с требованием вмешаться.

ОЦЕНЩИКОВ ВНЕСУТ В РЕЕСТР

Но кто будет оценивать, достигнуты ли в том или ином вузе заданные результаты образовательной программы? Для этого создаются специальные экспертные группы. В них входят люди, прошедшие специальную подготовку.

— На Западе и в Европе принято, чтобы в такие группы входили преподаватели университетов и представители компаний, — сказал Юрий Рубин. — Тех и других должно быть не меньше одной трети, а оставшиеся места часто занимают сами студенты.

В перспективе предполагается появление специальных экспертных организаций, которые бы взяли на себя эту работу. Они бы отвечали за взаимодействие с образовательными учреждениями, компаниями и предприятиями, а также с государством.

Государство не должно пускать эту оценку на самотек и должно гарантировать обществу добросовестность работы экспертов. Для координации процесса оценки образовательных учреждений и программ создается специальный регистр.

Заключения входящих в реестр оценочных организаций будут приниматься в расчет работодателями и рассматриваться органами государственной власти.

Руководители страны уже высказали свою заинтересованность в появлении нового механизма оценки качества образования.

Внешний аудит качества образования — штука в мире не новая. Но прежде чем перенести готовые наработки в Россию, надо разобраться, какие из них подойдут для нашей страны.

— Элементы оценки качества образования по его результатам возникли еще в прошлом веке, — вспоминает Елена Карпухина, проректор Российской академии народного хозяйства и государственной службы, сертифицированный аудитор качества образования (Англия). — Там однажды решили выяснить, как готовят инженеров. Ситуация была очень похожа на нашу — преподаватели давали студентам не совсем те знания, на которые рассчитывали предприниматели. Но когда был запущен аудит качества образования, университеты и компании очень быстро пришли к общему знаменателю.

Кроме объективной экспертной оценки качества образования, предполагается задействовать и другие формы аудита работы вузов и ссузов: обществом, профессиональным и академическим сообществом.

Университет Синергия
Университет Университет Синергия
г. Москва, просп. Ленинградский, д. 80 корп.Е, Ж, Г
Общая:
Приёмная комиссия ежедневно с 11:00 до 19:00
Наверх
×
Подать заявку
на консультацию