Версия для слабовидящих
08 Июля 2016 | Источник: pedsovet.org

В реформе образования не увидели эффективности

Аналитический центр при правительстве опубликовал итоги реформы бюджетной политики в образовании в бюллетене «О состоянии российского образования». В нём говорится, что реформа, начатая в 2010 году, должна была решить вопросы снижения давления на бюджет, повышения эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг в сфере образования. Эксперты, изучив итоги реализации Федерального закона № 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений», сделали главный вывод — за пять лет реформа не принесла существенных результатов. «Ожидаемые эффекты (снижение бюджетного давления, рост финансово-хозяйственной самостоятельности и экономической инициативности образовательных организаций) пока не достигнуты, а процесс реформирования бюджетной сети сферы образования замедляется на фоне растущего недоверия как со стороны участников данного процесса, так и со стороны общественности»,— говорится в бюллетене.

С 2011 по 2015 год с целью формирования системы эффективного управления финансами была сжата сеть государственных федеральных учреждений за счёт сокращения бюджетных и казённых организаций. На этом фоне рост числа автономных учреждений не привел к существенным изменениям в системе, а их доля в сети федеральных государственных учреждений не превысила девяти процентов. При этом, как отмечают авторы документа, темпы роста количества автономных учреждений на федеральном уровне чуть выше, чем на муниципальном и региональном. То есть, бюджетный тип учреждений по-прежнему доминирует, а картина функционирования системы учреждений изменилась незначительно.

Достижение другой задачи — повышения эффективности предоставления услуг и рост экономической инициативы организаций их предоставляющих, связывалось со сменой модели финансирования и ее направленности на поддержку новых инициативных типов учреждений. Но, как показал анализ расходов бюджетов в сфере образования, на практике вышло иначе: объем субсидий бюджетным учреждениям почти в шесть раз превысил поддержку других форм, включая автономную. По мнению экспертов, этот факт стал очевидным свидетельством «экономической инерционности» образовательных организаций. Собственные доходы учреждений, будучи значимыми на федеральном уровне (более трети совокупных доходов), на региональном и муниципальном уровнях не превышают 10 процентов, сообщается в докладе. Кроме того, предполагалось, что повышение эффективности предоставления государственных и муниципальных услуг будет осуществляться за счет роста их качества. Но и здесь предполагаемое не совпало с реальным: из-за отсутствия полного пакета требований к услугам на федеральном уровне субъекты РФ не завершили процесс по разработке своих требований, которые должны быть «не ниже» федеральных. «В итоге новая система оказалась недостаточно действенным стимулом для сокращения внутренних издержек учреждений и повышения их эффективности. Большинство регионов приняло решение о сохранении основной части учреждений в статусе бюджетных»,— резюмируют эксперты.

Тем не менее, как показал опрос глав учреждений (Псковской, Тверской, Воронежской, Свердловской, Новосибирской областей и Краснодарского края), положительные эффекты реализации Федерального закона все же наблюдаются. Респонденты отметили формирование понимания связей между государственным заданием, образовательной услугой и нормативом финансирования услуги. Отметили они и повышение в учреждениях финансовой дисциплины. Среди негативных эффектов реализации закона участники опроса назвали сложные бюрократические процедуры осуществления госзакупок и проведение платежей через казначейство.

Опрос был проведён Центром экономики непрерывного образования «РАНХиГСопрос».

Университет Синергия
Университет Университет Синергия
г. Москва, просп. Ленинградский, д. 80 корп.Е, Ж, Г
Общая:
Приёмная комиссия ежедневно с 11:00 до 19:00
Наверх
×
Подать заявку
на консультацию