Версия для слабовидящих
10 Сентября 2015 | Источник:

Учителя теряют баллы

Российские учителя критикуют новую систему оплаты их труда, по которой им нужно набирать баллы за дополнительную нагрузку. Их доход падает: в одних школах выбирают в «вилке» повышающих коэффициентов меньшие значения, в других срезают премии. В Минобрнауки говорят, что у них нет задачи увеличить зарплату каждого учителя, и уверяют, что общие доходы выросли на 5%. «Газета.Ru» попросила учителей рассказать, из чего состоит их расчетный листок.

Неприятные вопросы министру

Вопрос заработной платы обострился перед 1 сентября. Министра образования и науки Дмитрия Ливанова несколько раз спрашивали на разных мероприятиях, почему суммы в расчетных листках постоянно скачут и нормально ли, что учителям приходится брать больше нагрузки, чтобы их зарплата была выше 10 тыс. руб.

В частности, неделю назад во Владимирской области на Всероссийском молодежном форуме

молодая учительница рассказала министру, что вынуждена вести по восемь уроков в день, включая субботу, чтобы заработать хоть что-то,— это 48 часов в неделю. При этом средняя ставка в ее школе постоянно падает.

«Конечно, такого быть не должно. Я думаю, что это скорее исключение, чем правило. Все эти неприятные случаи будут исправлены»,— цитирует министра «Интерфакс». Ливанов пообещал обсудить вопрос нагрузки с представителями системы образования Владимирской области.

А перед 1 сентября учитель из Ивановской области задал министру неприятный вопрос через «Российскую газету». «За 24 часа в неделю я получаю чуть больше 10 тысяч на руки. В то время как в регионе средняя зарплата 20 тысяч. Мне надо брать 50 часов, чтобы нормально зарабатывать?» — спросил педагог по имени Дмитрий. На это глава Минобрнауки напомнил, что систему оплаты труда учителя принимают на региональном уровне, а последнее слово остается за школой. «Конкретные решения по выплатам зависят от самой школы, и они должны быть понятными и честными для тех, кто там работает. Мы ставим задачу перед регионами, чтобы часть зарплаты, которая связана с окладом, была не менее 70%. Чтобы не было так, что оклад очень маленький, а основную часть люди получают в качестве различных премиальных выплат. Это ставит их в серьезную зависимость от администрации: в один месяц премии могут быть, а в другой — нет».

Глава Минобрнауки также сообщил, что средняя зарплата учителей в России составляет 35 тыс. руб.

«Понятно, что ситуация по регионам разная, но везде по сравнению с прошлым годом зарплата учителей увеличилась на 5%, педагогов дополнительного образования и преподавателей вузов — на 10%, научных работников — на 15%»,— сказал Дмитрий Ливанов. Однако многие учителя говорят об обратном — их доходы только сокращаются.

Дебри расчетного листка

Сами учителя критикуют НСОТ — новую систему оплаты труда. Она была введена в 2008 году, и теперь руководство школ к базовой ставке прибавляет разные коэффициенты за дополнительный труд и стимулирующие выплаты. Однако много деталей не было учтено, и получилось, что часть работы не оплачивается и педагоги вынуждены брать больше нагрузки. Кроме того, сейчас намечается тенденция экономии на надбавках — они существенно снижаются, а значит, падают и доходы. Педагоги из разных школ России согласились на условиях анонимности рассказать «Газете.Ru», что происходит с их зарплатой.

Орел. Елена, учитель русского языка и литературы, высшая категория, стаж 36 лет.

За последние годы моя зарплата сократилась, причем для меня критически. Мой оклад составляет 9600 руб. при почти двух ставках — за одну никто не работает, это копейки. Если раньше со всеми надбавками я получала 25 тыс. руб. без вычета налогов, то уже в прошлом году — 21 тыс. руб., или примерно 19 тыс. руб. чистыми. В этом учебном году, думаю, будет еще меньше.

Все надбавки сокращают. Раньше за классное руководство я получала 20% от оклада, сейчас — 10%. А в этом учебном году, говорят, еще уменьшат. За проверку тетрадей начисляли 10%, сейчас, говорят, будет меньше. За руководство методобъединением начисляли 15% от оклада, а в прошлом учебном году оставили 5%. Как заведующей кабинетом мне платят 3% от оклада, хотя когда-то было 10%. За работу в комиссии ЕГЭ в прошлом году платили, в этом — нет. «Товарищи-учителя, поймите, все деньги уходят на Крым, Донбасс»,— говорят нам. Есть выплаты, которые пока не сократили — например, из федерального и областного бюджета нам дают по 1 тыс. руб. за классное руководство. Еще у нас был премиальный фонд за разные заслуги — 25% от оклада. Но уже с апреля никаких премий нет, и говорят, что больше их не будет. Стимулирующие за успехи детей выплачиваются одноразово. В прошлом году мне заплатили немного за одного призера олимпиады, а за второго ничего не было.

Директор школы выполняет инструкции гороно. А среди этих инструкций — урезать фонд зарплаты учителей на 30 тыс. руб., вот он и решает, кому что убрать. Есть и еще один момент: у повышающих коэффициентов вилки «от» и «до». И директор вправе установить меньшую границу этой вилки, что он и делает.

Мы очень боимся, что останемся на голых ставках. Мы тихо возмущаемся, друг другу жалуемся, но пока не кричим об этом.

На педсовете руководитель департамента образования сказала нам: я пока говорить о зарплате не могу, так как 13 сентября будут выборы и придет новый состав депутатов, который будет все решать. Но ведь до Нового года все определено старым составом! Мне кажется, нас обманывают, заставляют ждать. А как начнется учебный год, поставят перед фактом. Словом, ситуация в Орловской области критическая. Нам не прибавляли зарплату три или четыре года. Не было никакой индексации, а ведь цены на продукты существенно выросли.

Станица в Краснодарском крае. Марина, учитель географии, высшая категория, стаж 25 лет.

В моей школе оклад высчитывается по принципу человеко-часов. Один человеко-час — 6 руб., моя ежемесячная ставка — 11 тыс. руб. Это при работе 18 часов в неделю. Я работаю 23 часа в неделю. Повышающие коэффициенты в моем случае начисляются за классное руководство — 340 руб., за проверку тетрадей — 276 руб., за заведование кабинетом — 400 руб., за стаж более 20 лет — 1500 руб., за категорию — 5%, плюс краевая надбавка — 3 тыс. руб., если ставка больше 18 часов. Бывают единоразовые стимулирующие выплаты. Например, за победу ребят в олимпиадах или высокий балл на ЕГЭ. Раньше они составляли 1 тыс. руб. за ребенка, теперь по 500 руб. Всего я получаю 20 тыс. руб. на руки.

Не знаю, в связи с чем, но последние годы фонд зарплаты нашей школы сокращается, даже несмотря на увеличение числа учащихся.

Я работаю в станице, где школы маленькие — по 400 детей. И когда ввели НСОТ, мы оказались в невыгодных условиях. Дело в том, что учитель большой школы готовится к урокам только для одного или двух разных по возрасту классов. У них большое количество параллелей. А в моей школе одна параллель — это всего два класса, да и то по 10–15 человек. Поэтому я учу школьников от 5-го класса и до выпускников. В итоге я трачу больше времени на подготовку к урокам, и оно не оплачивается.

Еще один абсурд: я готовлю выпускников к ЕГЭ, это очень важно, но там классы по 8–10 человек, в то время как у учителя начальных классов бывает и по 23 человека. Часовая нагрузка у такого учителя больше, чем у меня, у него добавились развивающие часы: театральные уроки, танцевальные, музыкальные. При этом показывать результат своего труда не нужно: что с первоклассником покажешь? А получает учитель младших классов порой на 15 тыс. руб. больше, чем выпускающий учитель. Это несправедливо.

Раздражает и еще один факт: у нас очень много чиновников образования. И все они от нас требуют регулярно предоставлять отчеты, мониторинги, диагностики. Эта нагрузка не оплачивается. Учитель все это делает, когда его семья спит. Мы иногда шутим между собой: «Дети в школе лишние. Если бы их не было, мы бы все делали прекрасно для наших чиновников. Все в срок и должном объеме».

Москва. Анастасия, учитель физики, первая категория, стаж 5 лет.

В моей школе базовую часть зарплаты высчитывают исходя из «ученико-часов». Мой оклад составляет 30 000 руб. Повышающие коэффициенты за один и тот же пункт очень разнятся по Москве. Я получаю надбавку как учитель физики, работающий без лаборанта; доплату за содержание кабинета; как классный руководитель и как молодой специалист. Если раньше доплата за молодого специалиста была строго установлена — 40% за обычный диплом и 50% — за красный, то с 2012 года эти выплаты напрямую зависят от директора. В моем случае изменение произошло со знаком минус.

Стимулирующие выплаты начисляются за организацию тематических мероприятий, предметных недель, за участие моих учеников на конференциях и в олимпиадах, за мои выступления на педагогических советах или заседаниях методических объединений, за выезд с детьми в театр, на концерт, на экскурсии, за наличие напечатанных статей. Последнее на деле не работает. Как соискатель на получение кандидатской степени я опубликовала несколько статей. Но их администрация школы не засчитала, сославшись, что они были написаны для кандидатской работы, а не исключительно для школы.

Раньше в моей школе стимулирующие выплаты начислялись каждый месяц, но в 2013 году, после объединения с другой школой в единый комплекс, они стали начисляться раз в квартал, причем размер их не увеличился. В итоге моя зарплата составляет примерно 45 тыс. руб.

Минусы системы в том, что, во-первых, зарплата учителя напрямую зависит от количества учащихся. Это значит, школа будет держаться за каждого ученика до последнего, в том числе и за неуспевающих, учеников с девиантным поведением. А это не может не сказаться на качестве обучения.

Во-вторых, зарплата учителя стала больше зависеть от администрации школы. Расчет стимулирующих выплат происходит везде по разным критериям — где-то баллы себе проставляют сами учителя, а где-то — администрация школы или специальная группа. Если учитель не успел по каким-либо, даже объективным, причинам подать сведения о баллах, их выставит администрация на свое усмотрение.

Источник

Университет Синергия
Университет Университет Синергия
г. Москва, просп. Ленинградский, д. 80 корп.Е, Ж, Г
Общая:
Приёмная комиссия ежедневно с 11:00 до 19:00
Наверх
×
Подать заявку
на консультацию