Версия для слабовидящих
05 Августа 2015 | Источник:

ЕГЭ «как у всех»: в ожидании чуда

В начале недели появилось сообщение, что университет Джорджа Вашингтона, одно из крупнейших и серьёзных учебных заведений Америки, отменил для своих абитуриентов обязательное требование прохождения стандартных тестов SAT и ACT, прототипов российского ЕГЭ. Это далеко не первый пример среди американских вузов. В то же время Правительство РФ не намерено отказываться от проведения единого государственного экзамена. «Потому что весь мир использует именно такие тесты»,— так обосновал следование выбранным курсом премьер Дмитрий Медведев.

George Washington University: тесты не отражают потенциал абитуриентов

Проведённые исследования показывают, что результаты тестов, задуманных для повышения демократичности процедуры поступления в вузы, часто коррелируют с материальными возможностями семей студентов и нередко ошибочно отражают качество и глубину их знаний.

Недавняя публикация The Washington Pоst повествует о возникшем среди американских частных университетов движении по отказу от обязательного тестирования. Движение это формировалось в течение нескольких десятилетий. Так, колледж Боудойн в штате Мэн отменил вступительные испытания в 1969 году, колледж Бэйтс, расположенный в том же штате, отменил SAT для своих абитуриентов в 1984 году. На сегодняшний день обязательное вступительное тестирование отменили более 125 частных университетов, с 2016 года список пополнит Университет Джорджа Вашингтона — одно из крупных американских учебных заведений.

Представители Университета Джорджа Вашингтона говорят о том, что университет старается искать абитуриентов с широким кругозором, не ориентируясь на результаты тестов. В последние годы растёт озабоченность администрации вуза тем, что некоторые студенты с отличными школьными результатами не подавали документы на поступление, поскольку ошибочно считали свои оценки недостаточно высокими. «Мы хотим, чтобы сильные ученики хотели у нас учиться, а не исключали себя сами из числа наших студентов»,— сказала Лори Коэлер, проректор Университета Джорджа Вашингтона. По её мнению, лучший показатель успеха в колледже — это «высокая школьная успеваемость, отраженная в табеле».

По мнению экспертов, результаты тестирования зачастую необъективны и не отражают академический потенциал учеников.

Вильям Хисс, бывший декан Бэйтса, провёл исследование в десятках колледжей и университетов с необязательным вступительным тестированием. Оказалось, что между успеваемостью студентов, поступивших по результатам тестирования, и тех, кто его не проходил, нет существенной разницы, т. е. результаты тестов при поступлении не дают существенной информации о потенциальных академических успехах абитуриента.

«Мы считаем более ценными достижения студента по результатам четырёх лет обучения в старших классах, чем по итогам четырёхчасового тестирования»,— считает Марта Блевинс Оллман, заведующая приёмом студентов университета в Винстон-Салеме, Северная Каролина.

Героиней статьи в The Washington Post стала 18-летняя Натали Казимир, которая не смогла набрать достаточное количество баллов на тестировании, однако была зачислена в университет Вэйк Форест. Учёба даётся ей легко, второкурсница делает успехи в английском и испанском языках и политологии.

В комментариях к статье на сайте WP американские школьники выражают своё недовольство тестами SAP и ACT. «Школьники измотаны этими тестами, так как они необъективны и не показывают реальной образованности. Чем больше ты вкладываешь денег (репетиторы, занятия, книги и т. п. ), тем лучше показатель. Я надеюсь, что больше университетов последуют примеру Университета Джорджа Вашингтона и станут меньше ориентироваться на стандартизированное тестирование, а больше — на сочинения, рекомендации, выпускные оценки»,— пишет 17-летняя Kayla Larosa. «SAT и ACT — это просто мошенничество, вытягивающее деньги. Расскажите мне, старшекласснику, который учится на 4 и 5, но проходит эти тестирования с результатом ниже среднего, что мне не стоит поступать в хороший ВУЗ. Надеюсь, что эти тесты просто отменят»,— считает пользователь с ником The Blue Suns.

Поясним, что в США нет стандартных образовательных программ, в каждом штате существуют свои стандарты. Американские абитуриенты сдают тесты только в том случае, если решили поступать в университет или колледж. Основных тестов два. Это SAT (Scholastic Achievement Test), проверяющий умение анализировать, проводить аналогии, а также общий словарный запас и грамотность, и АСТ (American College Testing), направленный на проверку знаний по конкретным предметам. Сдавать тесты можно семь раз в год, пока не набирается нужное количество баллов. Впрочем, даже в тех учебных заведениях, где от использования результатов тестов пока не отказались, приёмная комиссия рассматривает и другие факторы: наличие грамот, призов, благодарностей, спортивных медалей и рекомендаций.

Развитые страны: тестирования недостаточно.

К унифицированной форме тестирования знаний, позволяющей снизить вероятность формирования коррупционных схем, так или иначе обращаются все развитые страны. Однако в каждой из них есть свои особенности.

В Великобритании, например, между получением аттестата зрелости и поступлением в колледж абитуриента ждут два года напряжённой учёбы на специальных курсах и сдача нескольких экзаменов «продвинутого» уровня (A-level).

Во Франции для поступления в вуз также нужно пройти дополнительное обучение и сдать обязательный для всех экзамен по французской литературе, все остальные экзамены студент сдаёт по своему выбору. Если французского абитуриента поймают на списывании, он будет лишён права поступать куда-либо на целые пять лет.

В Японии вступительные испытания проводятся в два тура: один из них проходит централизованно, задания второго, более сложного, разрабатывает для себя каждый вуз.

В Германии для поступления в вузы необходим специальный аттестат Abitur. Его можно получить, изучив 28 специальных курсов и сдав четыре экзамена — письменных или устных.

В Голландии школьников в вузы зачисляют по результатам выпускных экзаменов, однако экзамены эти нельзя назвать тестированием: на них проверяется умение выступать и анализировать, защищаются проектные работы, делаются доклады.

Постсоветское пространство: разрушили, но не построили

Вслед за распадом СССР распалась и одна из лучших в мире систем образования.

Слова идеолога ЕГЭ Андрея Фурсенко о том, что пришло время вместо человека-творца, старательно взращиваемого советской системой, формировать потребителя, способного квалифицированно использовать разработанные другими технологии и достижения, в той или иной степени характеризуют отношение к образованию не только в России, но и на всём постсоветском пространстве. Результаты смены концепции проявились не сразу, однако сейчас итоги выпускных школьных тестов поражают.

На Украине, к примеру, лишь 0,06% выпускников получили высший балл по украинскому языку и литературе (это 158 человек из почти трёхсот тысяч). Отлично сдали математику всего 48 человек из 106 тысяч, английский — 13 человек из 72 тысяч. В Молдавии в этом году провалили тестирование 46% выпускников, в Казахстане — 18,6%, в Киргизии — 52%.

Источник

Университет Синергия
Университет Университет Синергия
г. Москва, просп. Ленинградский, д. 80 корп.Е, Ж, Г
Общая:
Приёмная комиссия ежедневно с 11:00 до 19:00
Наверх
×
Подать заявку
на консультацию